Электронная подпись для системы Росаккредитации(ФГИС)

 По назначению          Обсудить

Электронная подпись для росаккредитации

Росаккредитация функционирует ещё с 2013 года, данный орган был создан для взаимодействия с испытательными лабораториями, специалистами по аккредитации, органами по сертификации и для контроля их деятельности. Естественно, взаимодействие с данным органом возможно и в формате отправки электронных документов. Но для их подписи потребуется использовать персональный электронный ключ. Какая электронная подпись для Росаккредитации потребуется, как и где её получить, какие документы для этого необходимы. Обязательно ли получать такую подпись для взаимодействия с Росаккредитацией?

Действующие законодательные нормативы

С ноября 2013 года в Росаккредитацию была внедрена поддержка системы ФГИС, то есть, служба стала поддерживать ведение электронного документооборота. Чаще всего данной возможностью пользуются исполнительные органы власти, которые и занимаются аккредитацией, выдачей сертификатов (в том числе частным организациям, физическим лицам). А для взаимодействия с ФГИС требуется ЭЦП. До 2017 года включительно работать с системой можно было с применением неквалифицированной усиленной подписи, сейчас же – только с квалифицированной, защищенной криптографическим шифрованием (по установленному ГОСТ).

Взаимодействие с системой выполняется через портал fsa.gov.ru, там же предоставляется доступ к открытым базам реестра аккредитованных лиц (можно загрузить электронные выписки, но в них доступными будут только общедоступные данные).

Как получить подходящую электронную подпись

Получить ЭЦП для ФГИС и Росаккредитации можно в любом удостоверяющем центре, имеющем аккредитацию от Минкомсвязи. Таковых на текущий момент в Российской Федерации насчитывается уже более 300 организаций. Обращаться можно в любую из них, независимо от места прописки или регистрации физлица, предпринимателя.

Рисунок ключа эцпНе все удостоверяющие центры (УЦ) поддерживают регистрацию именно квалифицированных электронных подписей. Поэтому заблаговременно следует уточнять в представительстве организации о такой возможности.

После того, как с выбором УЦ пользователь определился, у него есть 2 варианта:

  1. Сгенерировать и отправить запрос на регистрацию КЭП.
  2. Лично обратиться в УЦ и подать заявление на оформление, регистрацию квалифицированной электронной подписи. Можно доверить подачу документов и третьим лицам, но обязательно с предоставлением нотариально заверенной доверенности.

Генерация запроса на регистрацию КЭП выполняется с помощью специального ПО, в большинстве удостоверяющих центров для этого используют СЭД «АРМ». В данной программе также можно указать цели для ЭЦП (то есть, сферы, где планируется её использовать), самостоятельно внести персональные данные.

Какие документы понадобятся

Чтобы получить ЭЦП для Росаккредитации в выбранный удостоверяющий центр потребуется отправить следующий пакет документов:

  • копия паспорта (всех страниц, где имеются записи);
  • ИНН;
  • СНИЛС;
  • заявление по образцу.

К заявлению обязательно добавляют чек об оплате услуг удостоверяющего центра (реквизиты для оплаты предоставят непосредственно в организации).

Эксперт по выбору эцп
Мнение эксперта
Александра Степанова
Консультант по подбору ЭЦП

После проверки документов инициируется генерация новой электронной подписи, после – её регистрируют в Минкомсвязи. На данный момент квалифицированную ЭЦП имеет право получить каждый гражданин Российской Федерации с 14 лет (обязательно наличие паспорта). Сейчас предусмотрена возможность получения ЭЦП и присоединения к ФГИС также и компаний, признанных в качестве иностранных агентов. Вот только это доступно при наличии официального представительства на территории РФ (то есть, потребуется открыть филиал и зарегистрировать его в установленном порядке).

Каждый удостоверяющий центр может запрашивать и любые другие документы для подтверждения личности заявителя. В том случае, если заявка подается от имени иностранного агента, то она рассматривается в течение 14 дней. При этом Минкомсвязи оставляет за собой право отказать в регистрации ЭЦП без пояснения причин (только для иностранных агентов, а не граждан Российской Федерации).

Подключение к ФГИС

Подключение непосредственно к службе ФГИС выполняется через специальное программное обеспечение, его можно запросить как в удостоверяющем центре, так и непосредственно у Росаккредитации. Специалисты рекомендуют использовать ViPNetClient, который представляет собой и VPN-сервис (для защиты передаваемого и принимаемого трафика), и шлюз для быстрого создания пакета документов, запросов на получение выписок. Данное ПО – платное, лицензия приобретается на рабочую станцию (не персонально). В принципе, эта программа универсальная и подходит для комплексного использования портала Госуслуг, а не только для работы с Росаккредитации.

Но есть и бесплатное альтернативное ПО, хоть и с меньшим функционалом. Допускается создание электронных документов и непосредственно в текстовом редакторе с последующей подписью ключом – каждый выбирает самостоятельно, как ему будет работать удобней.

Подключение к ФГИС не представляет ничего сложного. Для этого необходимо:
  • установить сертификат ЭЦП на ПК (с помощью КриптоПро CSP);
  • зарегистрироваться на сайте Росаккредитации и получить доступ к персональному кабинету (для этого отправляется запрос на e-mail в установленной форме);
  • выполнить настройку шлюза для отправки документов.

Детальную инструкцию можно получить непосредственно в Росаккредитации, они же оказывают бесплатную информационную и техническую поддержку.

Функционал портала Росаккредитации

Получив доступ к ФГИС Росаккредитации пользователь сможет:

  • отправлять данные об изменениях состава сотрудников лаборатории;
  • отправлять сведения о технической оснащенности организации и используемого оборудования;
  • запрашивать получение аккредитации или сертификации.

Необходимо отметить, что работать с Росаккредитации может только руководитель компании или доверенное его лицо (при наличии доступа к ЭЦП).

Рисунок ключа эцпИтак, для работы с Росаккредитации потребуется квалифицированная усиленная электронная подпись. Она используется для регистрации в системе, а также для доступа к системе ФГИС, через которую и производится отправка электронных документов, внесение изменений в регистрационные данные.

 

Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Евгения:

    Добрый день!
    Прошу Вас выслать коммерческое предложение для АО «Корпорация «МИТ»на оформление ЭЦП на начальника лаборатории для работы в личном кабинете ФГИС Росаккредитация. Личный кабинет уже есть и установлен ViPNetClient 4 и «КриптоПро CSP» версия 4.0.

    Ответить

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *