Продление ЭЦП. Как самостоятельно продлить ЭЦП

 Инструкции          Обсудить

Срок действия электронной подписи, согласно действующим законодательным нормам (ФЗ 63-3), составляет 12 месяцев с даты регистрации сертификата в общем реестре. В дальнейшем гражданину необходимо либо получать новый ключ , либо осуществить процедуру продление ЭЦП. Такие ограничения сделаны для того, чтобы в реестре всегда хранилась только актуальная информация о держателях цифровых сертификатов, а при продлении срока действия выполняется перепроверка документов. А как продлить ЭЦП, что для этого понадобится и к кому необходимо обращаться для решения такого вопроса?

Уведомление об окончании срока действия ЭЦП

Блок вниманияО необходимости продлить действие ЭЦП держатель сертификата уведомляется многократно с помощью писем на электронную почту (за месяц, 2 недели и 7 дней до окончания срока) и СМС-уведомлений (за 30 дней и 10 дней до аннулирования действия сертификата). Также некоторые удостоверяющие центры дополнительно присылают уведомления с предложением выполнение продление цифровой подписи. Информирование выполняется бесплатно.

В электронных письмах также указывается краткая инструкция по тому, как именно можно продлить срок действия ЭЦП. В общих чертах алгоритм выглядит следующим образом:

  • повторное обращение в удостоверяющий центр;
  • оплата пошлины (размер устанавливается непосредственно удостоверяющим центром);
  • повторное предоставление копий запрашиваемых документов (актуализация информации о гражданине);
  • сдача цифрового токена (если таковой ранее получали, не нужно делать, если сертификат использовался только в цифровом виде);
  • получение обновленного ключа ЭЦП.

Но при этом в большинстве удостоверяющих центров предусмотрена возможность упрощенного продления сертификата ЭЦП, все необходимые документы при этом можно отправить в электронном виде (подписав их действующей, ещё актуальной цифровой подписью). Такая возможность, к примеру, предоставляется в НУЦ (Национальный Удостоверяющий Центр).

Также электронная подпись прекращает свое действие в тех случаях, когда удостоверяющий центр, выдавший её, был расформирован. Предварительные уведомления в этом случае не присылают, гражданину лишь сообщают о том, что его ключ ЭЦП был деактивирован. Продлить его срок действия именно в этой ситуации не получится – необходимо регистрировать новый сертификат в другом удостоверяющем центре.

Куда обращаться для продления срока действия ЭЦП

Если необходимо сохранить старый идентификатор, то для продления обращаться необходимо именно в тот удостоверяющий центр, который ранее и выдал ЭЦП. С их полным списком (только аккредитованных) можно ознакомиться на сайте Министерства цифрового развития, связи и коммуникаций РФ по адресу https://digital.gov.ru/ru/activity/govservices/certification_authority/ (с разделением по регионах).

Документы, которые требуются для продления ключа ЭЦП те же, что и для получения цифрового сертификата, а это:

  • паспорт;
  • ИНН;
  • выписка из реестра ФНС (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц).

Блок вниманияСтоимость продления срока ЭЦП устанавливается самим удостоверяющим центром и составляет, в среднем, от 300 до 2000 рублей (в зависимости от назначения сертификата, то есть, сфер, в которых он будет использоваться). Также можно при этом расширить список целей для применения ЭЦП, но это уже – за дополнительную плату. Но получается все равно дешевле, нежели оформление новой электронной подписи.

Продление по ЭЦП по упрощенной схеме

Эксперт по выбору эцп
Мнение эксперта
Александра Степанова
Консультант по подбору ЭЦП
Многие удостоверяющие центры предлагают выполнить продление электронной подписи по упрощенной схеме. Общая суть такой функции – все необходимые документы подаются в электронном виде, непосредственно посещать офис удостоверяющего центра не потребуется. Главное условие, которое необходимо соблюсти – старая электронная подпись на момент обращения ещё должна быть действенной. Если же срок её действия истек и сертификат был исключен из реестра, то по упрощенной схеме продление ЭЦП выполнить уже не получится.

Как продлить срок действия сертификата ЭЦП по упрощенной схеме? У каждой компании алгоритм несколько отличается. Для примера можно привести порядок, используемый в удостоверяющем центре «Контур». Потребуется:

  • подать заявку через сервисный центр по номеру 8 800 500-05-08;
  • после подтверждения заявки (в течение 1 рабочего дня) зайти в личный кабинет на сайте «Контур»;
  • в списке выданных сертификатов выбрать необходимый;
  • выбрать «Продлить срок действия»;
  • загрузить запрашиваемые документы, подписанные текущей цифровой подписью;
  • загрузить подписанное заявление (на сайте будет доступна детальная инструкция, что необходимо выполнять и в каком порядке);
  • дождаться решения по заявке (в течение 1 – 2 дней).

Также необходимо будет распечатать бумажную копию заявления – с ней впоследствии можно будет обратиться в сам удостоверяющий центр для обмена рутокена и всей сопутствующей документации.

Блок вниманияПродление ЭЦП для физических лиц по упрощенной схеме выполняется в течение 1-го рабочего дня, для юридических лиц – до 3-х рабочих дней. Квитанцию для оплаты пошлины можно распечатать из личного кабинета (а далее оплатить в любом банке, полученный чек также прикрепляют к заявлению).

Продление ЭЦП со сменой владельца

Нередко продление ЭЦП для юридических лиц требует одновременно сменить и имя владельца (к примеру, у предприятия изменился руководитель или владелец). Все необходимые изменения в сертификат также можно внести в этом случае, даже если продление выполняется по упрощенной схеме (но не во всех удостоверяющих центрах – следует уточнять данную информацию).

Внесение изменений выполняется по предоставлению традиционного списка документов для получения ЭЦП. Для юридических лиц – это ИНН, выписка из ЕГРЮЛ (или ЕГРИП, если в качестве заявителя индивидуальный предприниматель), копия СНИЛС, копии паспортов предыдущего и нового владельца (если все в электронном виде – обязательно подписывается сертификатом).

По упрощенной схеме изменения в данные сертификата вносятся несколько сложнее, так как там потребуется сформировать 2 заявления, причем, одно из них (от нового владельца) заверять нотариально (в противном случае удостоверяющий центр откажет в редактировании данных ЭЦП).

На какой срок можно продлить электронную подпись

Продление ЭЦП выполняется сроком на 12 месяцев (с момента регистрации сертификата). В скором времени чиновники планируют увеличить срок действия усиленных квалифицированных подписей до 18 или 24 месяцев, но пока что действует стандартное ограничение в 12 месяцев как для новых, так и продленных сертификатов ЭЦП.

Когда перестает действовать старая подпись? Её деактивируют как раз перед регистрацией новой. Изменения в общий реестр Минкомсвязи вносятся в течение 12 часов с момента получения сигнала от аккредитованного удостоверяющего центра.

Итого, как продлить сертификат электронной подписи? Обратиться в удостоверяющий центр и предоставить общий пакет запрашиваемых документов. После – заменить ключ рутокен на новый (на него запишут обновленный сертификат). Все это обойдется дешевле, нежели оформление новой ЭЦП, но продлением рекомендуется заниматься ещё до окончания срока действия старой подписи – в этом случае можно все документы подать в электронном виде.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *