Согласно положениям и требованиям Федерального Закона 171 абсолютно все организации, занимающиеся реализацией спиртосодержащей продукции, обязаны декларировать свои продажи, указывая точные объемы, размеры партий и всю сопутствующую информацию. Ранее для этого требовалось напрямую обращаться в Росалгокольрегулирования, подавать бумажные декларации по каждой партии. Сейчас данный процесс несколько автоматизировали, позволив все эти операции проводить в электронном виде, то есть, отправляя цифровые копии документов, но с обязательной их подписью в установленном порядке. А какая необходима ЭЦП для Росалкогольрегулирования, где и как её можно получить?
Какая подпись потребуется
Росалкогольрегулирования принимает электронные документы подписанные только усиленной подписью (при наличии соответствующей роли). Допускается использование как неквалифицированных, так и квалифицированных ключей.
Но при этом при регистрации на официальном сайте ФСРАР (а именно через него документы и отправляются) используется простая подпись, то есть, связка логин/пароль. Рекомендуется предварительно зарегистрироваться на самом сайте, для этого не потребуется ЭЦП. Доступ к основным функциям открывается уже после регистрации, а электронная подпись потребуется уже для загрузки электронных копий деклараций.
Как получить
Электронную подпись для ФСРАР получить можно в любом удостоверяющем центре, имеющем аккредитацию Минсвязи и поддерживающем создание и регистрацию именно усиленных подписей. Такие организации есть в каждом регионе, ознакомиться с их детальным списком, с указанием адресов и иных контактных данных, можно на Едином Государственном портале электронных подписей.
Рекомендуется оформлять именно квалифицированную усиленную подпись – с ней пользователь получает доступ ко всем услугам, предоставляемых на портале Госуслуг. Вместе с этим, неквалифицированные усиленные электронные подписи в скором времени будут упразднены и признаны устаревшими, так как для их шифрования используется не сертифицированное программное обеспечение (соответственно, нет гарантий полной защиты данных пользователя).
Обращение в удостоверяющий центр
Обращение в удостоверяющий центр можно выполнить:
- Удаленно. Для этого потребуется сгенерировать запрос сертификата через специальное ПО, а далее – отправить его в УЦ (все необходимое ПО можно запросить у них же, его часто выкладывают на сайте организации).
- Лично. То есть, посетив организацию по её юридическому адресу и предоставив весь пакет запрашиваемых документов.
Предусмотрена возможность обращение для оформления ЭЦП и по доверенности. Только к заявке при этом обязательно прикрепляют скан-копию документа, подтверждающего наличие полномочий представлять заявителя.
- паспорт;
- ИНН;
- выписка из реестра налоговой (для предпринимателей, юридических лиц);
- заявление по образцу удостоверяющего центра.
К пакету документов также прикрепляют скан-копию чека об оплате услуг организации (оплачивать их следует по счету-фактуре, который выдаст УЦ). После согласования всех условий с клиентом заявка принимается к рассмотрению. Изготовление же ЭЦП занимает примерно 2 – 4 дня, некоторые удостоверяющие центры поддерживают срочный выпуск электронных подписей, но их услуги обойдутся дороже, нежели у других организаций такого типа.
Важный нюанс: согласно действующим нормативам подписывать декларации для Росалкогольрегулирования могут только руководители юридического лица или сами ИП. Соответственно, электронные подписи выдаются только им, а не сотрудникам предприятия (подписанные ими документы не будут признаны легитимными, за сдачу таких документов предусмотрен штраф).
Создание деклараций с подписью
После получения ЭЦП в виде USB токена пользователь получает возможность создавать электронные декларации и подписывать их полученным ключом. Впоследствии готовые документы можно будет отправить в Росалкогольрегулирования через их официальный сайт www.fsrar.ru (но для этого на нем потребуется зарегистрироваться, допускается авторизация по ЭЦП, эти настройки вносятся через личный кабинет пользователя).
Что потребуется для подписи документов?
- USB токен;
- персональный компьютер с доступом в интернет и предустановленной операционной системой Windows;
- программа КриптоПро CSP актуальной версии (помимо 5-й можно использовать и 3.5).
Первым делом создается сам электронный документ с помощью пакета офисных программ Microsoft Office, далее – устанавливается в ОС сертификат с помощью КриптоПро CSP. После – документ можно будет подписать либо через КриптоПро CSP, либо непосредственно в Microsoft Office (поддерживаются офисные пакеты версии 2003 и старше, рекомендуется использовать 2010).
Стоит упомянуть, что срок действия выданной электронной подписи ограничен и составляет 12 месяцев с момента регистрации. По истечению данного периода подписать документ не получится (при попытке это сделать программа попросту выдаст отказ с указанием на то, что выбранный сертификат является недействительным). Для его «обновления» следует повторно обращаться в удостоверяющий центр – это сделано для актуализации информации о гражданине (эти же данные вносятся и в сам цифровой сертификат).
Как создавать декларации
В Росалкогольрегулирования для создания деклараций рекомендуют использовать приложение ДекларантАлко или СБиС ++ (на выбор пользователя). В принципе, можно пользоваться и другими программными продуктами на свое усмотрение, главное – сдавать декларации в установленном виде. Детальные инструкции по их созданию с указанием пунктов, которые должны указываться в документах, можно просмотреть на официальном сайте Росалкогольрегулирования. Там же можно скачать образцы электронных копий.
Итого, для работы с ФСРАР необходима усиленная электронная подпись, рекомендуется использовать квалифицированную. Получить их можно только в удостоверяющем центре. В среднем, все это обходится в 2 – 3 тысячи рублей, но дополнительно пользователю придется оплатить стоимость USB-токена и программного обеспечения (лицензия на КриптоПро CSP- платная), если в этом есть необходимость.