Электронная подпись используется для подписания различных документов в электронном виде. Ее может оформить любой желающий. Однако некоторые организации должны получать ее в обязательном порядке. Сегодня существует несколько ее разновидностей. Чаще всего у людей, которые решили ее оформить, возникает вопрос: квалифицированная и неквалифицированная электронная подпись – в чем разница?
Нормативно-правовая база
ФЗ-63 содержит информацию об электронной подписи и ее видах. Отличие квалифицированной ЭЦП от неквалифицированной заключается в уровне защиты. Рассмотрим все это более подробно.
Простая подпись
Простая ЭЦП или неквалифицированная применяется на основе логина и пароля в качестве защиты. Любой желающий может получить ее в специальном удостоверяющем центре. Она стоит недорого, а выдача совершается в течение нескольких минут.
Так как уровень защиты здесь относительно низкий, то такую печать невозможно использовать во время работы с государственной документацией.
Усиленная подпись
Она использует особые алгоритмы защиты, которые подконтрольны ФСБ. Получить ее немного сложнее, зато она открывает доступ к работе с государственной документацией. Рассматривая, чем отличается квалифицированная ЭЦП от неквалифицированной, можно рассматривать именно область применения.
Многие предприятия обязаны оформлять защищенную ЭПЦ, так как с ее помощью возможно вести документооборот в в режиме онлайн в соответствии с действующим законодательством виде и идентифицировать того, кто ее поставил. После электронного заверения документа вносить изменения в документ невозможно. Если правки будут внесены, то это можно будет легко увидеть.
Чем отличается квалифицированная электронная подпись от неквалифицированной
Оба вида ЭПЦ являются результатом шифрования информации. Однако квалифицированный вид ЭПЦ является персонифицированной и использует более сложные способы защиты данных. Все документы полностью сохраняют уникальность и долговечность. Подпись проставляется с помощью специального программного обеспечения, которое устанавливается на устройство, и флешки. Последняя является, своего рода, идентификатором.
Определить уникальность подписи возможно с помощью связки открытой и закрытой части ключа. Все они находятся у владельца.Сегодня квалифицированный вид ЭЦП осуществляет более высокий уровень защиты за счет следующего:
- все ключи проходят обязательную государственную аттестацию;
- наличие специального сертификата на закрытую часть ключа;
- использование особой системы криптографии.
Усиленный ключ признается всеми инстанциями. Стоит рассмотреть более подробно особенности каждого вида ЭЦП.
Характеристики ЭЦП
Тип подписи | Источник формирования | Дополнительная информация |
Простая | Создается в рамках ведения делопроизводства, право закрепляется в договоре | Все подписанные таким способом файлы имеют силу исключительно в пределах конкретно взятой организации |
Неквалифицированная усиленного типа | Предоставляется неаттестованными центрами | Пользователи сами несут ответственность, если целостность файла по каким-то причинам будет нарушена, а еще она не принимается рядом инстанций |
Усиленная квалифицированная | Получение только в аттестованных удостоверяющих центрах | Наивысшая степень защиты, подпись принимается судами и государственными инстанциями |
Необходимо понимать, как отличить квалифицированную электронную подпись от неквалифицированной, чтобы можно было знать, есть ли у документа юридическая сила.
Как отличить квалифицированную ЭЦП от неквалифицированной
Необходимо обратить внимание на возможности ЭПЦ. Владелец может узнать, какой именно вид оформлен у него, исходя из следующего:
Неквалифицированная подпись | Квалифицированная подпись |
|
|
С помощью информации об открытом ключе любой может проверить, оформлялась ЭЦП в аттестованном центре или в неаттестованном. В последнем случае невозможно получить усиленную квалифицированную подпись. Существуют специальные программы, которые позволяют установить вид ЭЦП.
Как получить электронную подпись

Она выдается физическим и юридическим лицам. В зависимости от того, какой вид необходим, требуется обращаться в соответствующий удостоверяющий центр. Неаатестованные компании предлагают свои услуги по более выгодной цене, но ни не могут выдавать квалифицированный тип ЭПЦ.
Потребуется предоставить стандартный пакет документов:
- заявка установленного образца;
- учредительные документы организации;
- доверенность лица на получение ЭПЦ (если обращается не собственник предприятия);
- паспорт и СНИЛС заявителя.
Физические лица должны предъявить все страницы паспорта (даже пустые) и СНИЛС. После проверки документов выставляется счет. Клиент должен оплатить его и приехать в офис компании с оригиналами предоставленных в режиме онлайн бумаг. Все необходимое будет выдано в течение нескольких минут.
Важно понимать, что ЭПЦ имеет ограниченный срок действия. Поэтому ее необходимо периодически продлевать. Делается это в том же удостоверяющем центре путем предоставления соответствующей заявки.
При наличии вопросов необходимо сразу обращаться к сотрудникам организации. Они всегда готовы оказать полную информационную поддержку на любом этапе сотрудничества. ЭПЦ возможно установить только на одном устройстве, поэтому нужно принимать решение, где именно она будет установлена, если есть несколько компьютеров в кабинете или, когда пользователь использует различные устройства для работы с документами.