Электронная подпись для СМЭВ: какой сертификат необходим для работы

 По назначению          Обсудить

СМЭВ (Система Межведомственного Электронного Взаимодействия) – это платформа для электронного документооборота ведомственных организаций. Говоря простым языком – это огромная система для подачи запросов между различными государственными органами для получения сводок/справок/выписок/ведомостей по конкретным организациям, юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям и так далее. Для полноценной работы со СМЭВ обязательно необходима электронная подпись – она используется для заверения подаваемых запросов. Какая необходима ЭЦП для СМЭВ, как и где её можно получить?

Какие электронные подписи являются обязательными для СМЭВ

Блок вниманияДля полноценной работы со СМЭВ через КриптоПРО электронная подпись должна быть именно усиленной квалифицированной, тип:

  • ЭП-ОВ (только для органов власти, чтобы получить возможность подписывать ответы);
  • ЭП-СМЭВ (только для должностных лиц, имеющих соответствующие полномочия для обращения в СМЭВ).

Тип изготавливаемой электронной подписи для СМЭВ указывается ещё на этапе подачи заявки на изготовление ЭЦП в удостоверяющий центр. Как правило, многие из УЦ предлагают подавать предварительную заявку в режиме «онлайн» либо на официальном сайте, либо через специализированное ПО, работающее в среде Windows.

Что делать, если у пользователя уже имеется ранее полученная электронная подпись, но её тип не подходит для использования с системой межведомственного взаимодействия?

В таких случаях рекомендуется её обновить, добавив соответствующие полномочия. Для этого рекомендуется обращаться в тот удостоверяющий центр, в котором ранее ЭЦП и была получена.

Как выбрать УЦ, в котором можно получить электронную подпись для работы со СМЭВ? Проще всего ознакомиться с их актуальным списком на официальном сайте Минкомсвязи. Допускается обращаться только в аккредитованные удостоверяющие центры, получившие разрешение на изготовление и выдачу соответствующих подписей от Минкомсвязи.

Официальный портал СМЭВ в сети интернет: http://smev.gosuslugi.ru/portal/index.jsp

Какие документы понадобятся

Список документов, предоставляемых в удостоверяющий центр при оформлении электронной подписи для работы со СМЭВ зависит от правового статуса обращающегося лица. То есть, для обычных служащих будет свой список документов, для организаций или индивидуальных предпринимателей – свой.

Заявку в удостоверяющий центр имеет право подавать и другое лицо при наличии нотариально заверенной доверенности от будущего получателя ЭЦП (также понадобится сканированная копия документа).

Документы для физических лиц

Для получения сертификата ЭЦП для работы со СМЭВ ЭП СП физическим лицам в удостоверяющий центр необходимо предоставить следующий пакет документов:

  • оригинал и копия паспорта (все страницы, на которых имеются заметки);
  • копия СНИЛС.

ИНН – не обязателен (но его могут запрашивать для выставления счета на оплату). К указанному пакету документов обязательно добавляется квитанция, подтверждающая факт оплаты услуг удостоверяющего центра (все платежные реквизиты предоставляются самим УЦ).

Также в некоторых организациях можно к заявлению добавить USB-­токен, на который и будет записан сертификат электронной подписи.

Документы для ИП

Для индивидуальных предпринимателей при получении ЭП ОВ СМЭВ (и любого другого типа для взаимодействия с межведомственной системой) в удостоверяющий центр нужно предоставлять следующий набор документов:

  • оригинал и копию паспорта;
  • СНИЛС (сканированная копия);
  • ИНН;
  • выписка из государственного реестра о постановке на налоговый учет (получить можно в региональном представительстве ФНС).

За получением электронной подписи, кстати, могут обращаться и иностранные граждане, но только при наличии ИНН и СНИЛС. То есть, предварительно потребуется обращаться в ФНС и Пенсионный Фонд.

Документы для ООО и остальных юридических лиц

Для остальных юридических лиц в удостоверяющий центр требуется предоставлять следующий набор документов для получения ЭЦП:

  • оригинал паспорта руководителя;
  • приказ/устав, где указано распоряжение о назначении руководителя предприятия;
  • иные уставные документы (если имеются в распоряжении);
  • выписка из реестра предпринимателей (ЕГРЮЛ, такая справка действует всего на протяжении 30 дней с момента выдачи);
  • копия СНИЛС;
  • копия ИНН;
  • распоряжение от руководителя (если получает электронную подпись сотрудник компании, не входящий в состав руководителей или учредителей, например, бухгалтер).

К заявлению прикрепляют квитанцию об уплате услуг удостоверяющего центра (в некоторых организациях можно загружать фото-копию через официальный сайт – это избавит от необходимости повторно посещать УЦ).

Сколько стоит и как долго изготавливают

Рисунок ключа эцпСтоимость изготовления и выпуска электронной подписи устанавливает сам удостоверяющий центр, Минкомсвязи никоим образом не влияет на ценовую политику такой организации. Средняя цена, судя информации из официальных сайтов самих удостоверяющих центров – порядка 2 – 4 тысячи рублей (в зависимости от правового статуса обращающегося лица). Дополнительно оплачивается стоимость USB-токена, на который будет записан закрытый сертификат электронной подписи.

Срок изготовления также во многом зависит от технических возможностей конкретного удостоверяющего центра. В среднем – до 5 рабочих дней, но в некоторых организациях поддерживается возможность заказать срочный выпуск ЭЦП. Услуга платная, обойдется примерно в 3 – 5 тысяч рублей.

Экспертное мнение
Мнение эксперта
Алексей Борисович
Специалист по программному обеспечению
Задать вопрос эксперту
Для полноценной работы с ЭЦП на ПК, где она будет использоваться, дополнительно нужно установить дистрибутив СКЗИ КриптоПРО и совместимый браузер (Google Chrome или Internet Explorer актуальной версии). Идентификация на сайтах для связи с межведомственными организациями выполняется непосредственно в окне браузера при помощи плагина CryptoPRO Browser Plugin.

Итого, для работы с системой межведомственного электронного взаимодействия требуется усиленная квалифицированная подпись ЭП-ОВ и ЭП-СМЭВ. Получить такую можно практически в любом удостоверяющем центре. Срок действия выпущенной электронной подписи – 12 месяцев с даты её добавления в реестр Минкомсвязи. Сертификат ЭЦП такого типа может использоваться не только для работы со СМЭВ, но и для заверения электронных документов или идентификации пользователя на сайтах, входящих в состав портала Госуслуг.

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *