В документообороте РФ допускается использовать электронные документы. Стандартом при этом являются файлы, созданные с помощью ПО Microsoft Office, в частности – в текстовом редакторе Word. Вот только для предоставления юридической силы документу, его необходимо подписывать с помощью электронной цифровой подписи. Как подписать ЭЦП документ ворд, какие дополнительные программы для этого понадобятся?
Системные требования

Для подписания документа Word с помощью ЭЦП необходимо использовать компьютер, удовлетворяющий следующим системным требованиям:
- операционная система – Windows 7 и старше;
- текстовый редактор – Word 2003 (рекомендуемая версия – 2010 и выше, в этом случае несовместимости в расширении документов не будет) или же LibreOffice Text (4.4.4 и старше, данная программа предлагает ограниченный функционал, её использование не рекомендуется, так как могут возникать сбои в работе);
- браузер – Internet Explorer 7 и старше, Google Chorme актуальной версии;
- дополнительное ПО – Крипто-Про CSP версии 3.6 и выше.
Дистрибутив программы Крипто-Про Office Signature расположен на официальном сайте компании http://www.cryptopro.ru/products/office/signature
На текущий момент Microsoft также опубликовал публичную бета-версию Microsoft Office 2019. В ней возможность работы с подписанными документами тоже имеется, однако данный функционал ограничен до тех пор, пока не будет выпущена финальная версия офисного пакета ПО.
Как подписать документ
Как подписать документ в ворде электронной подписью?
Первым делом необходимо полностью завершить редактирование файла, так как после подписи такая возможность уже не будет доступна (документ можно будет открыть лишь в режиме «Для чтения», а его редактирование приведет к удалению подписи и, соответственно, потере юридической силы).В Word 2003 после окончания редактирования необходимо :
- выбрать «Сервис», перейти в «Параметры», а там – во вкладку «Безопасность»;
- выбрать «Цифровые подписи»;
- из всех пользователей выбрать того, чьей подписью будет заверен документ;
- сохранить файл.
Естественно, чтобы осуществить подпись документа через ЭЦП в ворде предварительно необходимо установить сертификат в систему через Крипто-Про CSP (инструкция, как правило, прикладывается к USB-токену).
В Word 2007 и старше процесс добавления ЭЦП несколько иначе. Чтобы подписать цифровой подписью документ в Word нужно:
- перейти в меню «Файл», далее – «Подготовить»;
- выбрать «Добавить цифровую подпись»;
- из списка пользователей выбрать того, чья подпись будет прикреплена к файлу.
Документ, подписанный в Word 2003 можно использовать в более старших вариантах Microsoft Office. Но если вордовский документ создан в Word 2007, то в Word 2003 он попросту не откроется. Именно по этой причине использовать Microsoft Office версии 2003 не рекомендуется. Все это детально расписано на официальном сайте Крипто-Про. Аналогичным образом, кстати, подписываются и документы Excel, системные требования – такие же.
При использовании MacOS функционал криптографии будет ограничен, разработчики Крипто-Про не гарантируют нормальную работу ПО (как правило, в таких случаях используют Wine, позволяющий запускать программы Windows на сторонних операционных системах).
Как удалить подпись
Чтобы удалить подпись необходимо открыть документ в текстовом редакторе от Microsoft Office, щелкнуть правой кнопкой мыши на строке с сервисным сообщением (располагается под верхним меню) и выбрать «Удалить подпись», после – подтвердить проведение операции. После этого останется лишь сохранить документ.
Удаление впоследствии дает возможность отредактировать сам документ, но для его заверения потребуется повторно провести установку ЭЦП по вышеуказанному алгоритму.
Распространенные проблемы
- не установлен сертификат в систему (данную операцию вправе провести лишь администратор, поэтому стоит обращать внимание и на полномочия профиля);
- не установлен Крипто-Про (но при этом используется Microsoft Office версии 2007 и старше);
- попытка использования плагин Крипто-Про при установленном Microsoft Office 2003;
- срок действия сертификата истек;
- попытка заверения ранее уже подписанного файла одним и тем же сертификатом (несколько ЭЦП может быть, но только если они принадлежат разным лицам);
- использование несовместимой версии Windows.
Использование невидимых подписей
Такие ЭЦП используются для заверения внутренней документации, для подтверждения целостности созданного файла. Информация об используемом ЭЦП при этом будет отображаться лишь в свойствах текстового файла (увидеть их можно кликнув правой кнопкой мыши по файлу и выбрав «Свойства» — актуально только при установленном Microsoft Office).
ЭЦП при этом интегрируется аналогичным образом. Единственный нюанс – необходимо выбрать не только пользователя, но затем ещё и указать тип используемого ЭЦП.Невидимые подписи работают не только в Ворд, но и Excel, PowerPoint и исключительно в пакете прикладных программ Microsoft Office ( в LibreOffice такой функционал отсутствует на текущий момент).
Итого, чтобы подписать с помощью ЭЦП Word необходимо предварительно установить сертификат в систему. Далее – завершить создание и редактирование файла, после – с помощью меню добавить подпись и сохранить. При попытке отредактировать файл Ворд ЭЦП с него будет удалена (в «Свойствах» тоже не будет отражаться). Соответственно, заверенный документ изменить уже не получится, поэтому он и приравнивается к обычному бумажному с ручной подписью и печатью.