Как сделать электронную подпись для Почты России?

 ЭЦП для физических лиц          Обсудить

С августа 2018 года Почта России предлагает воспользоваться сервисом получения посылок без заполнения традиционной бумажного извещения, как это было ранее. Более того, не потребуется даже паспорт получателя. Все, что нужно – это электронная подпись Почты России, а непосредственно при выдаче посылки достаточно будет продиктовать код из СМС-сообщения, который получателю пришлют на его номер сотового. А как получить электронную подпись для Почты России, какие документы для этого понадобятся? Имеет ли право получить ЭЦП физическое лицо, или сервис предлагается исключительно для юридических лиц?

Кто может получить ЭЦП

Оформление электронной подписи Почта России доступно абсолютно всем совершеннолетним гражданам РФ. Как юридическим, так и физическим лицам. Единственный нюанс – нововведение работает пока что лишь в некоторых регионах (например, в столице), в будущем же сервис станет доступным на всей территории страны, в том числе в отдаленных поселках.

Что представляет собой электронная подпись Почты России?

Она виртуальная, не выдается в качестве цифрового носителя. Для идентификации личности будет использоваться номер мобильного телефона лица, подавшего заявку на создание ЭЦП. Верификация производится через коды, которые будут присылать непосредственно на мобильный телефон.

Как сделать подпись для физического лица

Получить электронную подпись для физических лиц Почты России можно двумя методами.

Личное обращение в любое физическое отделение

Из документов понадобятся:

  • паспортные данные (номер, код, серия, кем и когда выдан);
  • ИНН;
  • регистрационная форма (её заполняет самостоятельно обращающийся, там же указывается адрес проживания, адрес регистрации).

Также нужно указать действующий постоянный номер мобильного. Регистрация подписи занимает, в среднем, один рабочий день. В подтверждения создания ЭЦП гражданину присылают уведомление в СМС-сообщении.

Воспользоваться официальным сайтом сервиса www.pochta.ru.

Второй метод, как завести электронную подпись на Почте России – зарегистрироваться на сайте 

Ускоренное получение посылок

  1. Первым делом необходимо зарегистрироваться на сайте, указав ФИО, адрес e-mail, номер мобильного и адрес проживания.
  2. Далее в личном кабинете можно будет подать заявку на регистрацию электронной подписи. Опять же – нужно будет указать паспортные данные, ИНН.
  3. В дальнейшем потребуется посетить любое почтовое отделение для верификации личности (при себе обязательно иметь документы). Регистрационную форму в этом случае заполнять не нужно.

И всё – остается лишь дождаться завершения создания ЭЦП, после чего на указанный в заявке номер мобильного пришлют подтверждение.

Для юридических лиц

Рисунок ключа эцпДанная услуга пока что находится в стадии разработки, детального алгоритма о том, как получить ЭЦП в этом случае – нет. По всей видимости, подавать заявку потребуется руководителю или его представителю под доверенности. В дальнейшем получать посылки сможет курьер (при наличии доверенности).

Если верить статистике, которую публикуют представители Почты России, то введение ЭЦП позволяет ускорить выдачу посылок примерно в 5 – 8 раз, что существенно должно помочь в разгрузке очередей. Правда, такие данные указаны лишь по Московским отделениям, где уже давно существуют так называемые «электронные очереди».

Как использовать

Воспользоваться ЭЦП крайне просто:

  1. После регистрации гражданину на мобильный будут приходить СМС-уведомления о всех посылках, поступивших на выдачу (в любое отделение, где предусмотрены электронные очереди).
  2. Получателю достаточно явиться в отделение, где храниться посылка, указать менеджеру код из СМС-сообщения.
  3. Получить посылку.

Не нужно документов, подписей, заполнения извещения и так далее. Вся процедура выдачи посылки займет от силы 2 – 3 минуты. Естественно, возможность заказать доставку на дом тоже остается (за дополнительную плату), также – при получении достаточно будет указать код из СМС-сообщения, документы на осмотр предоставлять не нужно.

Поддерживает ли ближайшее отделение Почты России получение и использование электронной подписи – следует уточнять непосредственно в нем. Чиновники заверяют, что уже до конца 2018 года сервис будет работать в большинстве регионов, а до конца 2019 года – по всей Российской Федерации (кроме тех отделений, где физически нет возможности предоставить интернет-связь, но таких поселков не так и много).

Вместе с этим планируется ввести получение посылок по штрих-коду. Это будет своего рода аналогом ЭЦП, а получить саму посылку можно будет даже без получения письменного извещения. Естественно, это актуально лишь для отправлений, которые отслеживаются по трэк-номеру. Следить за поступлением посылки на отделение можно будет через официальное мобильное приложение или на официальном сайте Почты России. При получении отправления достаточно будет показать штрих-код (оператор его отсканирует) на экране мобильного или на распечатанном листке.

Нововведение работает и для международных посылок, в том числе из Китая. Единственное, что пока что не понятно – это какой механизм защиты будет использоваться для несанкционированного доступа к ЭЦП. Ведь, по сути, злоумышленникам будет достаточно завладеть номером мобильного, чтобы иметь возможность получать чужие посылки.

Итого, как сделать электронную подпись для Почты России? Достаточно посетить отделение почты и заполнить регистрационную форму. Для верификации личности используется его постоянный номер мобильного, на который будут приходить СМС-сообщения с кодом. Его же и нужно будет указывать в отделении почты для выдачи посылки. Услуга пока что работает только для совершеннолетних физических лиц, позже – заработает и для юридических.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *